Линейный календарь
Линейный календарь предназначен для формирования у детей
начальных представлений о времени. Также методика используется для
формирования у детей навыков счета и формирования математических и
логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям
представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям
реальности (времени, пространству, последовательности событий,
количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению
понятия числовой оси.
Материалы
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов.
Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной
графики.
Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря
прежде чем выбирают окончательную.
1. Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно
сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать
полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда
календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче
найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они
соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать
цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся
цветов.
Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В
каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).
Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день
недели.
2. Наклейки для обозначения будних и выходных дней. Эти наклейки
помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.
Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его
с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для
обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий
названию детского сада или группы, такой, например, как изображение
радуги, если детский сад называется «Радуга», или изображение пчелок, если
группа называется «Пчелки».
Внимание! Если вы планируете использовать один и тот же календарь
больше одного года, не рекомендуется ламинировать календарь вместе с
наклейками, т.к. в разные годы одни и те же даты могут приходиться на
разные дни недели. Лучше сделать наклейки отдельно и прикреплять их к
календарю при помощи липучки, скотча и т.д.
Внимание! Для успешного формирования у ребенка понятия недели
важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали ДНЯМ
НЕДЕЛИ, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не
приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в
верхней части календаря зачеркивается.
Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие
неучебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц.
Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по
погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает
соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням,
в первый учебный день после перерыва. Вместо того, чтобы зачеркивать
картинку, можно использовать специальную наклейку с кругом,
перечеркнутым красной линией. Такая наклейка не должна полностью
закрывать картинку, обозначающую будний день (см. пример ниже)
3. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются
символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения,
праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения,
напишите имя именинника.
Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы
(например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения),
но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми.
Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым
событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр
детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем
просто изображение куклы.
Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в
начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки,
чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит
новый взрослый (например студент-практикант), хорошо будет прикрепить
фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому
событию.
Внимание! Особенные дни должны быть особенными – не надо
загромождать календарь множеством наклеек: детям будет трудно
ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».
Место в образовательном процессе в течение дня
Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего
сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста
детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем,
однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям
о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в
которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять
самостоятельное использование детьми календаря (например, для
выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения,кто старше и насколько)
начальных представлений о времени. Также методика используется для
формирования у детей навыков счета и формирования математических и
логических представлений. Методика «Линейный календарь» дает детям
представление о последовательности чисел, относящихся к разным частям
реальности (времени, пространству, последовательности событий,
количеству разных предметов и т.п.) и, в частности, готовит детей к освоению
понятия числовой оси.
Материалы
Линейный календарь легко сделать самому из доступных материалов.
Картинки могут рисоваться от руки или с использованием компьютерной
графики.
Как правило, воспитатели пробуют несколько версий календаря
прежде чем выбирают окончательную.
1. Полоски для календаря на каждый месяц учебного года. Эти полоски можно
сделать из плотной бумаги и затем ламинировать. Рекомендуется делать
полоски разных цветов для разных месяцев, так чтобы потом, когда
календари за несколько месяцев вывешены на стенах, детям было бы легче
найти нужный месяц. Можно подобрать цвета так, чтобы они
соответствовали времени года: например, осенние месяцы будут отражать
цвета осенней листвы, а весенние месяцы – цвета травы и распускающихся
цветов.
Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. В
каждой клеточке календаря написано число от 1 до 30/31 (или 28/29).
Для детей старшей и подготовительной группы можно написать и день
недели.
2. Наклейки для обозначения будних и выходных дней. Эти наклейки
помещаются в верхней части каждой клеточки календаря.
Символ для наклейки выбирается так, чтобы ребенок ассоциировал его
с днями, когда он приходит в детский сад или остается дома. Например, для обозначения субботы и воскресенья можно выбрать картинку домика. Для
обозначения будних дней можно выбрать символ, соответствующий
названию детского сада или группы, такой, например, как изображение
радуги, если детский сад называется «Радуга», или изображение пчелок, если
группа называется «Пчелки».
Внимание! Если вы планируете использовать один и тот же календарь
больше одного года, не рекомендуется ламинировать календарь вместе с
наклейками, т.к. в разные годы одни и те же даты могут приходиться на
разные дни недели. Лучше сделать наклейки отдельно и прикреплять их к
календарю при помощи липучки, скотча и т.д.
Внимание! Для успешного формирования у ребенка понятия недели
важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали ДНЯМ
НЕДЕЛИ, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не
приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в
верхней части календаря зачеркивается.
Все наклейки с символами (включая наклейки, обозначающие
неучебные дни, каникулы и т.д.) прикрепляются к календарю на весь месяц.
Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по
погодным условиям или в связи с карантином), воспитатель зачеркивает
соответствующую картинку (или картинки), соответствующие будним дням,
в первый учебный день после перерыва. Вместо того, чтобы зачеркивать
картинку, можно использовать специальную наклейку с кругом,
перечеркнутым красной линией. Такая наклейка не должна полностью
закрывать картинку, обозначающую будний день (см. пример ниже)
3. Наклейки для особенных дней. В нижней части клеточек помещаются
символы, обозначающие важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада. Примерами таких событий могут быть дни рождения,
праздники или экскурсии. Рядом с наклейкой, обозначающей день рождения,
напишите имя именинника.
Иногда для наклеек можно использовать универсальные символы
(например, елочка для Нового Года или пирог со свечками для дня рождения),
но иногда содержание картинки надо будет определить вместе с детьми.
Помните, что картинки подбираются так, чтобы их связь с изображаемым
событием имела смысл для ребенка. Например, о походе в кукольный театр
детям скорее напомнит изображение конкретного сказочного персонажа, чем
просто изображение куклы.
Обычно такие наклейки могут быть прикреплены к календарю в
начале месяца, но иногда приходится делать дополнительные наклейки,
чтобы обозначить незапланированные события. Так если в группу приходит
новый взрослый (например студент-практикант), хорошо будет прикрепить
фото этого взрослого на календарь, чтобы подготовить детей к этому
событию.
Внимание! Особенные дни должны быть особенными – не надо
загромождать календарь множеством наклеек: детям будет трудно
ориентироваться при наличии такого «зрительного шума».
Место в образовательном процессе в течение дня
Работа с календарем проводится каждый день во время утреннего
сбора. Продолжительность занятия варьирует в зависимости от возраста
детей и конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем,
однако не должна превышать 5 минут. Воспитатель может напоминать детям
о календаре и в другое время дня (например, при обсуждении книги, в
которой упоминается тот или иной месяц), а также поощрять
самостоятельное использование детьми календаря (например, для
выяснения, когда будет праздник или день рождения или для определения,кто старше и насколько)
Добрый вечер Татьяна, очень полезная статья, дети с увлечением заполняют Календарь. Значит им это интересно.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья. Очень рада, что вы так же применяете эту технологию)
УдалитьТак же. ☺ Порадовала.
УдалитьСпасибо за информацию, забрала в свою копилку.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Мария. Обязательно попробуйте. Будут вопросы, пишите на почту.
УдалитьСпасибо за интересную информацию. Буду использовать в своей работе с детьми.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена. Это очень интересная технология. Могу более подробнее рассказать о ней.
УдалитьБуду ждать встречи с Вами. Очень хочется подробнее узнать о этой технологии. Знаю, что у Вас есть ещё очень много интересной и полезной информации. Надеюсь, что Вы поделитесь ей.
УдалитьСпасибо,Татьяна, за интересную и полезную информацию.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Маргарита. Спасибо за то, что интересуетесь.
УдалитьСпасибо, Татьяна, за такую интересную и подробно описанную методику!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда. Попробуйте обязательно в своей практике.
УдалитьКак же повезло нашим ребятам с таким педагогом! Благодаря новым инструменам, креативному подходу дети получают новые знания, которые надолго запомняться, и будут крепким фундаментом в дальнейшем
ОтветитьУдалитьСпасибо, Виктория. Стараюсь привносить что-то новое каждый день.
УдалитьДобрый день, Татьяна Олеговна! Очень интересная методика, взяла себе в копилку. Спасибо!
ОтветитьУдалитьВашим детям это очень нравится!!! Значит это надолго отложится в их памяти.
Здравствуйте, Елена. Спасибо за оценку.
УдалитьОчень познавательно и интересно, обязательно буду использовать в работе с детками☺👍
ОтветитьУдалитьСпасибо, Наталья. Если будут вопросы по технологии, обращайтесь.
УдалитьСпасибо за подробное описание методики! Очень интересно!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое)
УдалитьИнтересная и полезная методика, спасибо!
ОтветитьУдалитьСпасибо большое)
УдалитьТатьяна Олеговна, спасибо за идею. Думаю, выходные с детьми проведем интересно, весело, и без неконтролируюмых шалостей! Потому, что шалости будут совместные ))
ОтветитьУдалитьОчень классная вещь, так дети лучше чувствуют время!!!
ОтветитьУдалить