Модуль "Письма"

Данный модуль в основном направлен на выполнение двух педагогических
задач: 1) ознакомление детей с действием планирования и 2) ознакомление детей
с рядом общих и конкретных принципов, лежащих в основе чтения и письма.
Действие планирования, демонстрируемое воспитателем, будет
впоследствии воспроизводиться и закрепляться в ходе планирования детьми своей
работы в центрах.
В ходе занятия дети овладевают общими представлениями о функциях
письменной речи, а также усваивают конкретные правила перевода устного
сообщения в письменное. Приводим примеры этих представлений и правил:
- Устное сообщение можно записать графически в виде картинок или
символов. Записанное сообщение можно прочитать, при этом при каждом
прочтении сохраняется общий смысл сообщения, но он может выражаться
разными словами. Общий смысл сообщения воспроизводится одинаково
всеми, кто его читает
- Устное сообщение можно записать словами. Записанное сообщение можно
прочитать, при этом при каждом прочтении воспроизводятся те же самые слова в том же самом порядке. Это не зависит от того, кто это сообщение
читает.
- Читаются только те слова, которые написаны.
- Записанное сообщение можно использовать для того, чтобы впоследствии
напомнить себе или другому человеку о том, что было написано.
- Каждому слову в устном сообщении соответствует одно слово в
письменном сообщении. Короткое устное сообщение будет записываться
меньшим количеством слов.
- На письме слова отделяются пробелами
- Порядок записи слов в письменном сообщении отражает порядок слов в
устном сообщении (первое произнесенное слово записывается первым и
т.д.)
- Запись слов в сообщении производится в определенном направлении
(слева направо), и когда строка заканчивается, следующее слово пишется в
начале новой строки. Когда сообщение написано, слова читаются в том
же порядке, в каком они были написаны. Чтение слов в неправильном
порядке может изменить смысл сообщения или совсем лишить его смысла.
- Размер слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в
устном сообщении: более длинные слова занимают больше места.
- Порядок букв в записанном слове соответствует порядку звуков в
произнесенном слове: первой записывается буква, соответствующая
первому звуку.
- Существуют определенные правила соответствия между буквами и
звуками. Одни и те же правила используются при письме и при чтении.
- Существуют определенные правила обозначения начала и конца
предложений.
Процедура проведения
1. Воспитатель заранее планирует, какое сообщение будет написано.
Содержание сообщения определяется как тем, чем будут заниматься дети
(например, у них будет музыкальное занятие или они будут слушать сказку),
так и конкретной педагогической задачей (например, отработкой однозначного
соответствия между словом произнесенным и словом записанным).
Воспитатель может вносить изменения в зависимости от того, насколько
хорошо дети овладели теми или иными компонентами письма (например,
можно вернуться к компонентам, которые уже обсуждались ранее, если дети
не способны продемонстрировать понимание этих компонентов во время
планирования своей деятельности в центрах). Для младших детей предложение
должно быть не длиннее 4-5 слов и начинаться одинаково каждый раз
(например, Мы будем…). Со старшими детьми можно использовать более
длинные предложения и даже сообщения, состоящие из двух предложений.
При этом не обязательно, чтобы предложения начинались одинаковыми
словами.
2. Воспитатель рисует на доске картинку, символически отображающую
содержание будущего сообщения. Например, если сообщение будет о
музыкальном занятии, можно нарисовать несколько человечков и знак .
3. Воспитатель спрашивает детей: «Что мы будем сегодня делать?». Дети могут
отвечать хором или каждый ребенок может повернуться к своему соседу и
поделиться своей идеей по поводу сегодняшних планов.
4. Воспитатель повторяет несколько вариантов сообщений, предложенных
детьми: «Я слышала, некоторые из вас сказали Мы будем петь, кое-кто сказал
Мы будем петь песни, а кто-то сказал Мы будем петь песню про елочку.» В
зависимости от конкретной педагогической задачи воспитатель выбирает тот
или иной вариант предложенных сообщений (например, более короткий или
более длинный) и повторяет это сообщение: «Вы все угадали: мы будем петь».
5. Воспитатель повторяет выбранное предложение вместе с детьми: «Мы будем
петь.»
6. Воспитатель вместе с детьми повторяет предложение, делая паузы между
словами. Во время произнесения каждого слова воспитатель рисует на доске
линию. Длина линии отражает длину слова (например, линия для слова мы
короче, чем линия для слова будем). В конце предложения ставится соответствующий знак препинания (чаще всего это точка, хотя воспитатель
может также продемонстрировать как сообщение, выражающее, например,
радостное настроение, может заканчиваться восклицательным знаком.)
7. Воспитатель вместе с детьми «читают» линии. Воспитатель показывает на
линию и вместе с детьми произносит слово, соответствующее этой линии. В
зависимости от того, насколько хорошо дети ознакомлены с этой процедурой,
воспитатель может или читать в полный голос или понижать голос с тем,
чтобы дети «читали» линии самостоятельно.
8. Воспитатель начинает писать слова на линиях под диктовку детей. В
зависимости от того, насколько хорошо дети ознакомлены с этой процедурой,
воспитатель может или проговаривать слова в полный голос, или понижать
голос, с тем чтобы дети диктовали слова самостоятельно. То, как именно
воспитатель пишет каждое слово, зависит от того, насколько у детей
сформированы начала грамоты. Младшие дети, как правило, произносят слово
целиком. Старшие дети, частично знакомые с буквами, могут начать
«подсказывать» воспитателю, какую букву написать. В этом случае
воспитатель или подтверждает, что дети правильно подсказали букву, или
говорит, какую букву нужно написать
9.Воспитатель вместе с детьми еще раз читают предложение, показывая на все
слова.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Линейный календарь

Игра "Монстрики" 🤗 (слоговая структура слова)

Мнемотехника⚠🚫↘🔄🔛