Начни свой день с загадок.


Формат «загадок» может быть использован для развития и
закрепления детских представлений в области математики, грамоты,
ознакомления с окружающим и т.д. Этот формат может быть также
использован для экспресс-диагностики степени усвоения детьми конкретных
понятий.
В ходе решения «загадок» дети тренируют внимание, учатся замечать и
исправлять свои ошибки и ошибки своих друзей. Выполняя задания без
постоянной помощи воспитателя, дети приучаются к самостоятельности. Они
также учатся «читать» различные символы – от схематических изображений
до геометрических фигур, букв и слов.
Формат «загадок» может также использоваться для быстрого подсчета
отсутствующих/присутствующих, что в свою очередь позволяет детям
тренироваться в навыках сравнения и счета.
Усвоение детьми новых слов, действий и понятий зачастую требует их
многократного повторения, желательно в различных контекстах. Это нужно
для того, чтобы ребенок не привязывал ту или иную операцию, действие или
слово к тому конкретному примеру, с которым ему приходится иметь дело
при освоении этой операции или слова. Например, если ребенок считает
яблоки, то имеет смысл добиваться, чтобы он также мог считать и что-то
другое – например, птичек, или, скажем, чашки. Психологи называют такое
действие «переносом», имея в виду, что дети переносят правило на другой
материал, а значит, могут теперь считать независимо от материала.
Обычно воспитатель организует такое повторение, работая с целой
группой детей, а в таких условиях трудно поддерживать индивидуальный
интерес каждого ребенка и его длительную вовлеченность в выполнение задания. В то же время, индивидуальный интерес ребенка очень важен,
поскольку только в таких условиях дети бывают реально вовлечены в
предлагаемое действие, чем бы оно ни являлось – счетом, звуковым анализом,
сравнением, нахождением общего правила и т.п. Разгадывание «загадок»
обычно вызывает повышенный интерес у детей; этот интерес также
поддерживается за счет включения ребенка в социальный контекст, за счет
общения детей между собой. Замечая и исправляя ошибки в ответах своих
друзей, ребенок вовлекается в совместную регуляцию поведения, которая
является необходимым условием для последующего развития у него
саморегуляции.
Воспитателям хорошо известно, что в условиях групповой работы
трудно оценить, насколько хорошо каждый ребенок усвоил то или иное
понятие. С другой стороны, индивидуальная педагогическая диагностика
занимает много времени и проводить ее часто и со всеми детьми практически
невозможно. Это приводит к тому, что воспитатель не всегда точно знает
уровень развития того или иного ребенка, часто полагаясь на свою интуицию
и тем самым, рискуя ошибиться. Методика «загадки» помогает провести
такую диагностику быстро, ненавязчиво, незаметно для ребенка, в условиях
его подлинного интереса к тому заданию, которое было ему предложено. В
ходе решения «загадок» дети помогают друг другу и почти не нуждаются в
помощи воспитателя. Это освобождает воспитателя для наблюдения за
детьми, которое является основным методом педагогической диагностики.
Процедура проведения
Воспитатель заранее подготавливает «загадку», размещая в
соответствующих кармашках карточки с вопросом и с вариантами ответов.
Воспитатель выкладывает на стол карточки с именами детей.
Дети входят в помещение группы, находят карточки со своими
именами и подходят к тому месту, где вывешена сегодняшняя «загадка». Если
«загадка» новая или использовалась редко, воспитатель напоминает детям
вопрос и варианты ответов. Если «загадка» хорошо знакома детям (например,
вопрос о цвете, который есть сегодня у них в одежде, остался прежним, хотя
сам цвет изменился), воспитатель по возможности не вмешивается,
предоставляя детям отвечать самостоятельно и помогать друг другу. Если
ребенок затрудняется в ответе на вопрос, воспитатель помогает ребенку
найти ответ. Желательно при этом, чтобы воспитатель не просто
подсказывал ребенку правильный ответ, а предлагал воспользоваться той
или иной стратегией (например, если ребенок не знает, какого цвета у него
рубашка, воспитатель может предложить ему вынуть из кармашка цветную
карточку, приложить к рубашке и сравнить цвета). После того, как все дети
выбрали, под каким из вариантов ответа поместить карточку со своим
именем, воспитатель подбирает со стола оставшиеся карточки с именами и
помещает их в кармашек рядом с картинкой домика.
Рекомендации
Формат «загадок» достаточно универсален и может быть использован для
решения различных педагогических задач. Для ознакомления детей с этим
форматом лучше начать с вопросов, на которые нет «неправильных» ответов.
При этом внимание ребенка будет направлено не на содержание ответа, а на
процедуру (выбор карточки с именем, «чтение» вопроса, выбор варианта
ответа). Можно, например, начать с таких вопросов:
- У тебя голубые глаза ? (да, нет)
- У тебя темные волосы ? (да, нет)
- У тебя есть косички ? (да, нет)
- Ты носишь (на тебе надето) платье ? (да, нет)
Подобные вопросы особенно хорошо использовать в начале года, когда дети
еще не успели познакомиться друг с другом – отвечая на вопрос и видя, как другие дети на него отвечают, дети начинают обращать внимание друг на
друга.
Внимание! На этапе ознакомления детей с форматом «загадок» важно, чтобы
вопросы задавались о чем-то, что дети могут видеть и, соответственно,
проверить ответы друг друга на «правильность». Не стоит задавать вопросы о
чем-то, о чем знает только сам ребенок, а другие дети могут не знать.
Например
- У тебя есть собака?
- Ты приехал в садик на автобусе?
- Ты любишь яблоки?
Эти вопросы не дают возможности оценить, насколько выбор ребенка между
«да» и «нет» корректен, и, следовательно, сказать ему об этом. 

Комментарии

  1. Замечательный материал. Спасибо. Буду применять Ваш опыт в своей работе.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Елена, приятно быть полезной.

    ОтветитьУдалить
  3. Прекрасная статья, доступно сообщено и познавательно. Спасибо, Татьяна ☀️🍥

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Станислав. Попробуйте эту технологию, думаю, Вам понравится.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Линейный календарь

Игра "Монстрики" 🤗 (слоговая структура слова)

Мнемотехника⚠🚫↘🔄🔛