Обучение грамоте дошкольников


Дидактические игры при обучении грамоте

Обучение грамоте дошкольников желательно осуществлять, используя в работе дидактические игры, упражнения и игровые задания, авторские сказки, стихи, загадки, способствующие воспитанию интереса к родному языку, печатному слову, книгам; служить и другим целям, общим для работы по развитию речи и психических процессов (восприятия, мышления, памяти, воображения, чувств), расширению круга представлений об окружающей среде; формированию характерного для нашего общества представления о качествах, желательных для представителей определенного пола.
Обучение элементам грамоты поможет детям осознанно овладеть азами мира грамоты для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний, умений и навыков, усвоения различных видов деятельности, а также будет способствовать гармонизации отношений, развитию потенциальных возможностей, внутренней свободы и самостоятельности, формированию и совершенствованию социально значимых личностных качеств участников педагогического взаимодействия взрослого и ребенка.

Обучение грамоте на занятиях и вне

Обучение грамоте дошкольников и работа по обучению детей составному анализу слов должна осуществляться в ходе занятий и в повседневной жизни. Только тогда дети хорошо овладеют основным способом чтения (слитным считыванием двух букв, которые обозначают сочетание согласного звука с гласным звуков).
В повседневности можно предложить детям игру «Новоселы» с вариантами и игру «Путешествие по полянке» и другие.

Обучение грамоте дошкольников — варианты работы

Выделение звука изучаемого языка

Выделение звука изучаемого языка (звуков, если они обозначаются одной буквой, например: [д], [д’] — Дд), обозначенного заданной буквой.

Работа с картинками

а) рассматривание с детьми предметных картинок, в названиях которых есть нужный звук (звуки), который находится в удобной для выделения позиции: гласный звук, который выделяется детьми, составляет отдельный состав (например, из слова огурец легко выделяется звук [о], согласный звук должен стоять в составе за пределами слияния согласного с гласным (например, со слов кит, кот легко выделяются звуки [т], [т’];
б) выделение нужного звука (звуков) из слов при восприятии стихов, потешек, скороговорок, загадок, в которых нужный звук (звуки) слышится особенно часто.

Активное произнесение звуков

Активное произнесение выбранного звука (звуков) детьми, наблюдения за артикуляционными особенностями и отнесением к гласным или согласным звукам. Объяснение звукового значения нужного звука воспитателем.

Припоминание слов со звуком

Припоминание слов с произнесенным звуком (звуками), определение его места в произнесенных словах. Важно, чтобы среди предложенных предметов или предметных рисунков, были и такие, в названиях которых звук (звуки), который изучается, отсутствовал. Это значительно усиливает внимание, мышление, фонематический слух и внимание.
При этом используется дидактическая игра или упражнение на анализ звуковых схем (моделей) слов (не более двух), предложенных воспитателем в предметных рисунках или в устной форме.

Самостоятельный подбор слов

Самостоятельный подбор слов со звуком (звуками), который изучается, в ходе игры или упражнения.
Например, упражнение «Назови имя девочки или мальчика) со звуком [к]»; демонстрация или рисование звуковых схем (моделей) слов: обозначение каждого звука слова соответствующей фишкой, например: -о- (мак).

Ознакомление со звуком

Ознакомление со звуком (звуками) и соответствующей буквой. Рассматривание новой буквы (большой и малой) и фишек-человечков, размещенных возле нее. Выяснение последних, если они отсутствуют на рисунке, и дорисовка или прикладывание необходимых фишек, обозначающих нужный звук (звуки) и тому подобное.
Сравнение большой и малой букв, звуков и букв, букв с предметами и объектами окружающей действительности (например: «Что (кого) вам напоминает буква К?»); стимулирование детей к вопросам, рассуждениям, умозаключениям детей относительно звуков и букв и др.

Сравнение новой буквы с образами

Выяснение детьми, почему именно эти фишки-человечки стоят возле буквы (Например, потому, что это большая и малая буквы Мм, обозначающие твердый и мягкий согласные звуки: [м], [м’]).
Сравнение новой буквы с образами предметов или явлений, которые возникают у детей на основе их чувственного опыта.
Например: рассматривая букву Тт, дети определяют, что она похожа на дерево, остановку автобуса, дорожный знак, молоток, швабру. Это усиливает мышление, речь, память, воображение дошкольников.
Слушание стихотворения про букву (желательно, чтобы в нем был описание ее внешних признаков для лучшего запоминания).

Показ новой буквы

Показ новой буквы палочками (бумажными полосками, большими пуговицами и т.п.) по желанию детей, рисование пальчиком в воздухе, раскрашивание, штриховка изображения буквы, «печатание» и тому подобное.

Привлечение детей к звуко-буквенному анализу

Привлечение детей к элементарному звуко-буквенному анализу слов (последовательное называние звуков слова; показ слова из знакомых букв разрезной азбуки; отыскивание и показ новой буквы (большой или малой) под (над) звуковыми фишками в модели слова, сказанного ранее); индивидуальное чтение схемы (модели) слова за звуковыми фишками и буквами.

Комментарии

  1. Виктория Мотузенко25 марта 2020 г. в 10:09

    Благодарю. Очень подробная и ценная информация.

    ОтветитьУдалить
  2. Андрей Владимирович25 марта 2020 г. в 10:32

    Да, обучение грамоте малышей- дело не простое. Нам, родителям, это особенно сложно делать правильно. Еще и страшно научить "не так", чтобы потом ребенку не было хуже.
    Спасибо, что направляете, советуете.
    С удовольствием читаю Ваш блог!

    ОтветитьУдалить
  3. Интересная и полезная информация. Спасибо, за советы☺

    ОтветитьУдалить
  4. Прекрасная, интересная, а самое главное, доступная информация, как для педагогов, так и для родителей. Благодарю)

    ОтветитьУдалить
  5. Здорово, пригодится в работе!!!

    ОтветитьУдалить
  6. Благодарю за интересный материал!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень интересная и полезная информация. Спасибо большое 😊👍

    ОтветитьУдалить
  8. Познавательная и увлекательная статья, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Полезно знать и понимать принцип стимулирования интереса к познавательной деятельности через психические процессы, развитие восприятия, внимания и все, что Вы хорошо описали, помогают осваивать информацию в игровой деятельности.

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо за интересную и очень нужную информацию для нас, воспитателей коррекционных групп. Очень пригодятся Ваши советы в нашей работе.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо огромное за внимание. Очень рада , что многим интересна эта тематика.

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо Вам за поучительную статью, много полезной информации. Продолжайте в том же духе и удачи Вам в коррекционной работе!)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Линейный календарь

Игра "Монстрики" 🤗 (слоговая структура слова)

Мнемотехника⚠🚫↘🔄🔛